Биография и творчество сиенского художника Раннего Ренессанса Симоне Мартини / www.simonemartini.ru


... на главную

... карта сайта

Учеба

Ранние работы

Фрески капеллы Сан Мартино

Алтарные образы

В Сиене

Авиньонский период

«Алтарь Блаженного Агостино Новелло» (ок. 1324)

В тосканских городах в конце XIII - начале XIV века наблюдалось широкое распространение народного религиозного движения. Святые официальной церкви были слишком далеки и непонятны для простого народа, и не могли восполнить его духовные нужды. Возникла потребность в более близких и понятных примерах святости, более реальных, как, например, Св. Франциск Ассизский для своего времени. В результате этого, несколько горожан, прославившихся своей набожностью и благочестием (иногда им приписывали даже случаи чудотворения), были канонизированы как святые или блаженные, среди них был Агостино Новелло, алтарь, посвященный этому Святому был заказан Симоне Мартини.

Агостино Новелло сделал блестящую светскую и церковную карьеру: изучал право в Болонском университете, затем стал личным советником короля Манфреда, сына Людвига. Вступив в августинский орден, он вскоре стал главным приором, но затем покинул общественную деятельность и удалился в скит Сан Леонардо ал Лаго неподалеку от Сиены.

После его смерти в 1309 г., почитание к этому святому столь широко распространилось, что монахи его ордена попытались получить для него статус святого покровителя города, и благодаря этому повысить престиж ордена и усилить свое влияние. Но Агостино не был признан патроном Сиены, и не был причислен к лику святых, хотя весьма почитался сиенцами, судя по впечатляющему надгробию.

Алтарь Блаженного Агостино Новелло. Симоне Мартини - www.SimoneMartini.ru Хранящийся сейчас в Сиенской Пинакотеке алтарь Блаженного Агостино Новелло, первоначально находился в церкви Сант'Агостино. Вероятно, он помещался над деревянным саркофагом с останками Блаженного Агостино, составляя величественный надгробный памятник. Точную дату создания алтарного образа установить не удалось, предположительно, что он был завершен и установлен в церкви к празднику в честь Блаженного Агостино, проведенного в 1324 г., и для которого сиенская община выделяла значительную сумму денег.

Иконография алтаря, посвященного Блаженному Агостино Новелло, кажется простой, но не совсем понятной.

В центре алтарного образа под сложной аркой изображена фигура Блаженного Агостино с нимбом, хотя он так и не был причислен к лику святых. Ссылками на жизнь отшельника из Сан Леонардо ал Лаго служат лесной ландшафт, два почтенных отшельника в круглых медальонах с двух сторон от главной секции с фигурой Агостино, беседа с ангелом (этот эпизод, не упоминается ни в одном жизнеописании Агостно). Но с другой стороны, Симоне Мартини изобразил Агостино с молодым лицом. В его руках книга в красном переплете (возможно Уложения ордена, которое он составил для себя), а также то, что все чудеса происходили в Сиене, все наводит на мысль о политической деятеятельности и пастырских обязанностей, которые он выполнил в городе.

По бокам расположены сцены, иллюстирирующие четыре чуда. В них Агостино, словно крылатый ангел является, чтобы помочь в несчастных случаях, жертвами которых становились, главным образом, детьми – в трех случаях из четырех приведенных в произведении. Сцены, изображающие чудеса, построены согласно композиции «ex-votos» (по обету), разделены на две части: чудесная помощь Блаженного, помогающая избежать трагедии, за которым следует благодарственная молитва.
- «Чудо с ребенком, на которого напал волк» - верхняя левая сцена алтаря,
- «Спасение мальчика, свалившегося с балкона» - нижняя левая сцена алтаря,
- «Чудо с рыцарем, упавшим в овраг» - верхняя правая сцена алтаря,
- «Воскрешение младенца, выпавшего из колыбели», или «Чудо Паганелли» - нижняя правая сцена алтаря.

Архитектурное окружение действий на боковых панелях алтаря отражет общий вид Сиены (в «Нападении волка на ребенка»), ее узкие улочки (в «Падении ребенка с балкона») и даже внутренняя сцена (в «Выпавшем из колыбели мледенце»); все указывает на то, что город Сиена является одним из персонажей этого произведения. В этих сценах художник стремился передать правдивый образ тречентистской Сиены, тщательно воспроизводя современную ему городскую среду - зубчатые укрепления города, арки, крыши домов, внутренний интерьер дома.

Преобладающий в произведении городской ландшафт уравновешен в сцене «Падения рыцаря в овраг» сельским пейзажем с башнями далеких замков, выделяющихся среди голых холмов, возможно, это окресности Сиены.

предыдущая  /  главная  /   следующая страница

 

© Все права сохранены. SimoneMartini.ru.