Биография и творчество сиенского художника Раннего Ренессанса Симоне Мартини / www.simonemartini.ru


... на главную

... карта сайта

Учеба

Ранние работы

Фрески капеллы Сан Мартино

Алтарные образы

В Сиене

Авиньонский период

Благовещение с двумя святыми (1329-1333)

Благовещение с двумя святыми. Симоне Мартини - www.SimoneMartini.ru Алтарный образ «Благовещение» был выполнен в 1329-1333 годах для капеллы Сант'Ансано Сиенского собора Симоне Мартини и его свояком Липпо Мемми (ум. 1357), сейчас центральная часть триптиха находится в галерее Уффици, Флоренция. За рамой XIX века едва различима подпись двух художников: «Symon Martini et Lippus Memmi de Senis me pinxerunt anno domini MCCCXXXIII». Существует несколько мнений по поводу их участия в работе над картиной:
- автором почти всего произведения является Липпи;
- фигуры Св. Ансануса (патрон Сиены), Архангела, Марии принадлежат кисти Симоне Мартини, а изображение Св. Джулитты - Липпи,
- два художника тесного сотрудничали при написании всего алтарного образа, привлекая к работе и других учеников,
- Липпо Мемми написал две боковые фигуры святых,
- роспись целиком принадлежит кисти Симоне Мартини, Мемми выполнил только золочение и украшение алтаря.

На четырех медальонах в верхних фронтонах, как и в Пизанском полиптихе, изображены четыре пророка слева направо - Иеремия, Иезекииль, Исайя, Даниил. В их руках развернутые свитки с цитатами из их пророческих книг, в которых по вдохновению Святого Духа они изрекли предсказания о рождении Мессии в образе Сына Человеческого. Ныне утраченный центральный медальон, вероятнее всего, содержал изображение Бога-Отца, под ним, в обрамлении крылатых серафимов - голубь, символизирующий Святой Дух.

На золотом фоне грациозные фигуры Архангела Гавриила и Богородицы даны в готическом вытянутом силуэте, без повествовательных деталей, кроме расположенной в центре вазы с белыми лилиями, символизировавший непорочность Марии, и оливковой ветви в руках ангела. От уст божественного вестника к Деве протянулась золотая рельефная надпись со словами начала Благовещения, словно соединяющая две фигуры: «AVE GRATIA PLENA DOMINUS TECUM» - «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!». Вдоль борта и пояса Архангела также были нанесены надписи, сейчас практически неразличимые.

Это лучшее по мастерству написания, одухотворенное произведение великого сиенского мастера, отличающееся богатством цветовой палитры и орнаментальной декоративностю Дуччо, наполненное острой эмоциональностью, перекликающейся с готическим искусством. «Благовещение» волнует нервной заостренностью ритмов и филигранных линий, почти безрассудной порывистостью фигур, сочетанием роскошного мерцания золотого фона и ювелирного тиснения одежды Ангела с той изысканной смелостью, с которой поверх золота брошены голубые тени. В степень высочайшей духовности возведено у Симоне Мартини поэтическое движение чувств, драгоценная эмаль красок и динамичые волнообразное линии написаны на высочайшем уровне. Являющиеся на фоне мерцания золота фигуры Марии и коленопреклоненного Ангела наделены и неземным изяществом и стремительным порывом чувств, пронизывающим изощренную каллиграфию линий, легких и сильных, летящих и чеканно застывших, полных живого трепета и свивающихся в орнаментальные виньетки. Подняв палец, Ангел указывает вверх, куда взгляд направляют и стебли лилий, и оливковая ветвь в его руке. Его небесный лик обрамлен волнистыми золотыми локонами, балахон изящными складками обрисовывает положение скрытых под ним ног, клетчатый плащ, накинутый на его плечи, словно живет своей жизнью, струясь и закручиваясь прихотливыми складками, будто крылатый вестник только что остановил свой стремительный полет.

Из всех сиенских мастеров Симоне наиболее органично воспринял готику, воплотив в аристократизме образа «Мадонны смирения» рафинированность готического стиля - в удлиненности пропорций, плавности контуров, изяществе линий. Хрупкая белокурая Мадонна с удлиненным овалом лица, миндалевидными глазами, тонкими нежными пальцами, предстает как воплощение грации. Ее строгое лицо скорее выражает скорбь, как и Сикстинская Мадонна Рафаэля, чем радостный трепет, но ее образ, воплощенный Симоне Мартини, отличает необычайная плавность линий и изящество жестов, которые практически невозможно встретить у других художников. Смущенно сжавшаяся Мария грациозным жестом одной рукой придерживает книгу на подлокотнике трона, другой в волнении ухватилась за застежку плаща. Ее темно-синий плащ и выглядывающая из-под него карминно-красная одежда контрастируют с ослепительным блеском всей сцены, придавая ее образу более земной облик.

Верный своей манере письма, мастер много внимания уделил деталям: причудливая ваза с лилиями между Архангелом и Марией, полураскрытая книга в ее руке, инкрустированный трон, прожилки мраморного пола, тонкий узор на крыльях Ангела.

По обе стороны от центральной сцены помещены фигуры двух Святых:
- слева - Св. Ансаний, покровитель Сиены, ему была посвящена капелла, для которой был предназначен алтарный образ,
- справа, согласно надписи, сделанной гораздо позже написания произведения, изображена Св. Джулитта (по другой версии - Св. Маргарита).

Эти две фигуры написаны более пластично, как и изображения пророков в медальонах, поэтому некоторые исследователи приписывают их кисти Липпо Мемми, возможно сам Симоне Мартини, выполнил две фигуры святых более скульптурными и реалистичными, чтобы подчеркнуть божественный характер сцены Благовещения.

предыдущая  /  главная  /   следующая страница

 

© Все права сохранены. SimoneMartini.ru.