Биография и творчество сиенского художника Раннего Ренессанса Симоне Мартини / www.simonemartini.ru


... на главную

... карта сайта

Учеба

Ранние работы

Фрески капеллы Сан Мартино

Алтарные образы

В Сиене

Авиньонский период

Современые Симоне Мартини сиенские художники - братья Лоренцетти

Современники Симоне Мартини братья Лоренцетти — Амброджо (упомин. с 1319 г., ум. в 1348 г.) и Пьетро (упомин. с 1320 г., ум. в 1348 г.) представляют вторую линию развития сиенской живописи. В сиенской живописи после Дуччо они, наряду с Симоне Мартини, являются самыми значительными мастерами. Об их жизни и первых шагах в искусстве нам мало что известно. Вероятно, они были моложе Симоне Мартини.

Амброджо Лоренцетти, как свидетельствуют документы, много работал во Флоренции и был даже записан там в цех. В изобразительном языке Амброджо Лоренцетти, его любви к скупым, лаконичным линиям, монолитности форм, его интересе к перспективным построениям сказывается приобщение к флорентийским традициям. В то же время это сиенский мастер со свойственными этой школе мягкими, лирическими интонациями, тяготением к живой конкретности деталей. Он был создателем нового для итальянской живописи образа мадонны, царственно-величавой и в то же время полной нежных материнских чувств. Такова прекрасная «Мадонна с младенцем» (Сиена, Епископская семинария); необыкновенной естественностью наделен ребенок, сосущий материнскую грудь, скосив взгляд на зрителя. Замечателен и интерес Амброджо к облику окружающего мира. Он первый отказывается от условных скалистых горок и уступов, открывает ландшафт Тосканы с покрытыми виноградниками склонами, берегами озер и морских заливов. В «Сценах из жизни Св. Николая из Бари» (Флоренция, Уффици, ок. 1330—1332) он разворачивает живые, полные множества подробностей композиции, предвосхищающие фра Анджелико и других кватрочентистов. Наконец, он создает новый тип алтарной картины, где иератически-условную композицию на золотом фоне сменяет сцена, изображенная на фоне пространства, построенного с помощью перспективы (в частности, с элементами линейной перспективы). Его сумрачно-величавое «Принесение во храм» (1342, Флоренция, Уффици), так же как и полное эпического спокойствия, сияющее чистотой белых, красных, вишневых тонов «Рождество Марии» его брата Пьетро (1342, Сиена, соборный музей), стало прообразом ренессансной алтарной картины.

 - www.SimoneMartini.ru  - www.SimoneMartini.ru  - www.SimoneMartini.ru

Амброджо Лоренцетти: «Мадонна с младенцем» (ок. 1330), «Принесение во храм» (1342), «Обет Людовика Тулузского» (ок. 1328—1331).

В станковой живописи из двух братьев Лоренцетти ведущей фигурой, по-видимому, был Амброджо. Но в области монументальной живописи каждый из них шел своим путем. Пьетро Лоренцетти в росписи левого рукава трансепта нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, особенно в «Распятии», «Снятии со креста», «Положении во гроб» (20-е гг. 14 в.), предстает как мастер большой драматической силы, склонный к монументальной обобщенности, скупости и экспрессии изобразительного языка. Напротив, в росписях Амброджо Лоренцетти преобладает интерес к современной ему действительности, неповторимо-характерному началу. Так, в фреске «Обет Людовика Тулузского» (Сиена, Сан Франческо, ок. 1328—1331) изображенное событие как бы увидено трезвым взором автора исторических хроник. Фигуры расположены в просторном глубоком пространстве, очерчены динамичными, драматично напряженными контурами, наполнены большой выразительной силой; в них явно ощущается влияние не только Джованни Пизано, но и Симоне Мартини.

 - www.SimoneMartini.ru  - www.SimoneMartini.ru

Пьетро Лоренцетти, фрески южного трансепта нижней церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1320). Амброджо Лоренцетти, фрески "Доброе и Злое правление" в Зале Девяти Палаццо Пубблико, Сиена (1338—1340).

Славу Амброджо Лоренцетти составили его росписи в Зале Девяти сиенского Палаццо Пубблико (1338—1340), воплощающие развернутую, вероятно, подсказанную «Девятью» (правительством Сиены) политическую программу. Повидимому, особенности стоявших перед художником задач, необходимость внести дидактическое начало и найти развернутое воплощение общественно-политических идей побудили Лоренцетти искать иные по сравнению с господствовавшей в это время джоттовской традицией принципы решения ансамбля. Он отказывается от повествовательного начала, от разбивки стены на отдельные, картинные, с глубинным построением композиции, предпочитая этому принцип единого фриза, опоясывающего стены. Идея благоденствия Сиены при «добром правлении» городской коммуны воплощается им в аллегорических композициях, каждая из которых занимает верхнюю часть целой стены и благодаря орнаментальному обрамлению уподобляется ковру: «Злому правлению», воплощенному в образе рогатого и клыкастого существа в рыцарском одеянии (эта фреска полуразрушена), противопоставлено «Доброе правление», где господствуют фигуры Справедливости, Согласия и окруженного Добродетелями величавого старца — олицетворения сиенской коммуны. В третьей, самой обширной (длина 14,04 м) композиции — «Плоды Доброго правления» — художник разворачивает панораму Сиены и ее сельской округи с дворцами и церквами, скоплением тесно стоящих домов и округлыми холмами. Как символ мирной жизни и благоденствия сиенской коммуны предстают на центральной площади танцующие с угловатой грацией девушки. Принцип фризообразной, стелющейся по стене композиции находит аналогии в западноевропейской готике, и в то же время от готических решений росписи Лоренцетти отличает и подчеркнутая телесность всего изображенного и элементы пространственности, хотя пространство как бы растянуто у него вширь, вдоль стены. Отказавшись от разбивки стены на отдельные композиции, Амброджо получил возможность дать широкую, охватывающую множество отдельных эпизодов, образов, мотивов панораму современной жизни. В сдержанности цвета, лапидарности рисунка, неторопливой важности движений, с которой в «Плодах Доброго правления» разворачивается перед нами городская панорама и вздымаются к черно-синему небу бесчисленные светлые башни, угадывается полный горделивого самоутверждения образ Сиенской Республики.

Росписи Амброджо Лоренцетти оказали большое влияние на монументальную живопись всех итальянских школ XIV века, вплоть до флорентийской, а в конце века его творчесто нашло живой отклик в возрождающейся фламандской живописи.

предыдущая  /  главная

 

© Все права сохранены. SimoneMartini.ru.